Уважаемые абитуриенты! Кафедра готовит бакалавров и магистров по направлению 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника » по двум профилям подготовки.

Профиль —  «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений»

Наше направление объективно отражает:

  1. становление электрического хозяйства с 50-х годов XX века, как нового объекта создания, исследования, управления, который жаргонно стали называть электрикой;
  2. дифференциацию наук и особенно науки об электричестве, когда вслед за электротехникой, конструирующей и изготавливающей изделия, включая электротехнологии и электротехнические материалы, и за электроэнергетикой стала формироваться наука об электрическом хозяйстве потребителей и о специфике построения и функционирования электрической составляющей потребления;
  3. проявление техноценологических свойств самоорганизации электрического хозяйства и рост междисциплинарных исследований (необходимость в частности, изучения менеджмента в электрохозяйстве — традиционно гуманитарной науки);
  4. введение новой многоуровневой образовательной профессиональной структуры высшего образования;
  5. объективное возникновение двух подходов к электроснабжению предприятий (сверху, например, с позиций плана ГОЭЛРО, и снизу от отдельного приемника до получения от энергосистемы технических условий на подключение).

Наше направление рассматривает электрическое хозяйство как совокупность установленных и резервных электротехнических установок; электрических и неэлектрических изделий, не являющихся частью электрической сети, но обеспечивающих ее функционирование (эксплуатацию и ремонт); электротехнических и других помещений, зданий, сооружений, конструкций, которые эксплуатируются электротехническим или подчиненным ему персоналом; человеческие, вещественные и энергетические ресурсы, организационное и информационное обеспечение, которые необходимы для жизнедеятельности электрического хозяйства как выделенной целостности. Электрическое хозяйство включает в себя часть электроэнергетики, называемую далее электрикой. Электрика — это, выражаясь по-старому, электроэнергетика промышленности и транспорта, объектов строительства, агропрома, коммунально-бытовых, спорта, культуры, науки, обороны и др. Электрика как научное направление и область практического приложения отличается от электротехники тем, что покупает электроэнергию, поставленную до границы раздела энергосистема-предприятие; пользуется услугами по передаче электроэнергии; подчиняется оперативно-диспетчерскому управлению электроэнергетики; по свободным ценам, формирующимся на оптовом рынке электроэнергии и транслирующимся на розничные рынки с учетом услуг рыночной инфраструктуры, участвует в купле-продаже электроэнергии.

Электрооборудование ведет начало с программы Г. Эдисона (1879), ставившей задачу разработать генераторы для питания параллельно включенных приемников; систему распределения электроэнергии, обеспечивающую требуемый уровень и постоянство напряжения у электроприемников; надежную конструкцию проводников и рациональные способы их прокладки; защиту элементов системы электроснабжения от коротких замыканий; простые и безопасные установочные выключатели и присоединения; способы регулирования напряжения; приборы учета; систему стандартизации параметров и размеров.

Первая кафедра электрификации промышленных предприятий была создана в Париже (1890), первую книгу по электроснабжению и электрооборудованию промышленных предприятий подготовили Э. Кадке и Л. Дюбост (1885). Первым электротехническим вузом в России стал Петербургский электротехнический институт (1891). П.Д. Войнаровский ввел (1898) курс по электроснабжению, тяге и приводу; пособие по электроснабжению выпустил в 1901 г. М.А. Шателен. В Москве в 1905 г. на механическом отделении МВТУ стали читать лекции по электротехническим специальностям (станции, освещение, трамвай). Первую лекцию по электротехнике прочитал Б.И. Угримов (1898), по курсу «Районные электрические станции» — М.К. Поливанов (1916). В 1918 г. К.А. Круг организовал в МВТУ электротехнический факультет, а к 1925 г. произошло разделение энергетиков и электриков. В 1921 г. электропромышленный факультет открылся в Институте народного хозяйства им. Плеханова. Первый готовил инженеров по специальностям: производство, распределение и применение электроэнергии, электромашиностроение. Второй — районное и городское электрохозяйство, фабрично — заводское электрохозяйство. Так к 1925 г. из энергетики произошло выделение электрики. В середине 20-х годов уже разрабатывался курс «Электроснабжение промышленных предприятий», образовалась научная секция «Районная и фабрично — заводская электрификация». В 1930 г. был создан Московский энергетический институт (МЭИ), в котором началась подготовка инженеров по 10 электротехническим специальностям: центральные электрические станции, техника высоких напряжений (ТВН), электрооборудование фабрик и заводов, электрические машины, электрические аппараты, электротяга и т. д. С организацией (1932) факультетов электроэнергетического (ЭЭФ) и электромашиноаппаратостроения (ЭМАС) по существу закончилось изучение электрического хозяйства промышленности как единой целостности — системы. В итоге электрика как единое направление оказалась разорванной. Более того, когда уже были созданы крупнейшие заводы с развитым электрическим хозяйством, электрика не воспринималась как специфическая область электрических знаний. Общественная потребность обусловила появление направления «Электроснабжение» с двумя специализациями: «Электроснабжение городов» и «Электроснабжение промышленных предприятий». Вместе с тем, это решение соответствовало интересам энергосистем при питании промышленных предприятий с самой различной нагрузкой по характеру и по величине в условиях полной монополии Минэнерго. Такой подход не учитывал интересы электриков промышленных предприятий от границы раздела предприятие — энергосистема вниз до отдельного электроприемника. В связи с этим назрела необходимость готовить также специалистов — электриков именно в этой области, что и было реализовано впервые в Московском энергетическом институте (МЭИ) на кафедре «Электроснабжение промышленных предприятий». Эта кафедра впервые начала готовить в конце прошлого века инженеров по специальности 140610  «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений», а начале этого века бакалавров и магистров по направлению 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» профиля «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений».

Кафедра электрооборудования Вологодского государственного университета организована в декабре 1996г. Кафедра готовила и готовит специалистов (бакалавров, инженеров, магистров) по профилю «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений «.

Профиль —  «Электроснабжение»

относится к области электроэнергетики, которая обеспечивает производство, передачу, распределение и потребление электрической энергии.

Подготовка бакалавров реализуется в рамках федерального государственного стандарта высшего профессионального образования. Квалификация выпускника – академический бакалавр или прикладной бакалавр. Нормативная длительность освоения программы при очной форме обучения 4 года. Обучение завершается итоговой аттестацией, предусматривающей выполнение выпускной квалификационной работы и сдачу итогового междисциплинарного экзамена.

В основе направления подготовки прикладного бакалавра, первый набор на которое проведен в 2014 году, лежат образовательные программы среднего профессионального образования, ориентированные на овладение практическими навыками работы на производстве, в сочетании с программами высшего образования, ориентированными на получение серьёзной теоретической подготовки. При этом объём практической части программы увеличен, включая учебные и производственные практики, с целью получения рабочей профессии «слесарь-электрик». Поэтому вместе с дипломом о высшем образовании молодые люди получат полный набор знаний и навыков, необходимых для того, чтобы сразу же, без дополнительных стажировок, начать работать по специальности.

Бакалавр по направлению «Электроэнергетика и электротехника» в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять такие виды профессиональной деятельности, как:

  • проектно-конструкторская;
  • производственно-технологическая;
  • научно-исследовательская;
  • сервисно-эксплуатационная;
  • монтажно-наладочная;
  • организационно-управленческая.

Профессиональные навыки формируются в ходе изучаемых дисциплин: безопасность жизнедеятельности, теоретические основы электротехники, электротехническое и конструкционное материаловедение, общая энергетика, электрические машины, электрические станции и подстанции, электроэнергетические системы и сети, релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем, техника высоких напряжений, электроснабжение, инженерная графика, электроника, прикладная механика, метрология, энергосбережение и качество электрической энергии, переходные процессы в электроэнергетических системах, системы электроснабжения городов и промышленных предприятий, эксплуатация систем электроснабжения, надежность систем электроснабжения, оптимизация систем электроснабжения, экономика энергетики.

Выпускники с дипломом бакалавра направления 13.02.03 занимаются проектированием, строительством и эксплуатацией систем электроснабжения промышленных предприятий, городов и сельских объектов; эксплуатацией систем противоаварийной автоматики и релейной защиты; надзором за потреблением и сбытом электроэнергии; работают на электрических станциях и подстанциях.

Квалификация выпускников этого направления полностью соответствует требованиям к работникам энергосистем. Поэтому выпускники направления 13.02.03– «Электроэнергетика и электротехника» имеют преимущества при поступлении на работу на местные предприятия электроэнергетики: филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Вологдаэнерго»,  ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго», «Вологодские электрические сети» и др.

Наши выпускники могут компетентно и ответственно решать все технические, экономические и управленческие задачи, характерные для электроэнергетики.

После освоения основной образовательной программы бакалавр имеет право продолжить образование в магистратуре, продолжительность обучения в которой составляет 2 года. В процессе обучения магистры готовятся к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью и видами профессиональной деятельности, включая научно-исследовательскую и педагогическую.